ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА


ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Егор Летов – бас, Кузя Уо – гитара, Игорь (Джеф) Жевтун – гитара, Аркадий Климкин – ударные


Энциклопедия «Кто есть кто в советском роке» (Москва, 1991) так оценивает проект Егора Летова, получивший название ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: «Вне всякого сомнения, «Гражданская оборона», возникшая в середине 80-х в Омске, стала первой в истории отечественного рока группой, органично воспринявшей эстетику и музыкальную идеологию панк-рока».

Свой первый состав Егор (Игорь) Летов (плюс Женя «Дабл» Деев – бас-гитара и Серега Домой) собрал летом 1982 года, назвав его ПОСЕВ (в «честь знаменитого западного русскоязычного издательства). Было записано несколько альбомов – «Музыка любви», «Дождь в казарме», «Панк энд рок-н-ролл», с характерным саундом в духе Velvet Underground. В тот период Летов пытался соединить ортодоксальный панк со звуковыми коллажами фри-джаза. В 1984 году в состав ПОСЕВА входили: Егор Летов – бас, ударные, вокал; Алекс Ивановский – гитара, бас; Андрей (Босс) Бабенко – гитара.
Егор Летов («КонтрКультУр’a»): «Все началось с записи репетиций полумифической группы «Посев». Мы записывались просто для себя, дабы не потерять, не забыть того мало-мальски пристойно-достойного, что могло возникнуть, проскользнуть во время общей спонтанной импровизации. Все «посевное» наследие, имеющее хоть какой-то мизерный интерес, было использовано и реализовано на ранних альбомах Г.О., а также в сборнике «История ГО: Посев 1982-85».
8 декабря 1984 года возникает проект ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, в состав которого вошли: Егор – ударные, вокал; Андрей (Босс) Бабенко – гитара и Константин (Кузя Уо) Рябинов – бас. Начав репетиции в декабре 1984 года в домашней студии, ГО вскоре записала два магнитоальбома, которые, с одной стороны, разнесли их музыку далеко за пределы Сибири, с другой – поставили группу под удар соответствующих органов, усмотревших в ее творчестве явный криминал. Группа практически полностью распалась. Константин Рябинов ушел в армию, а Летов, пройдя допросы в КГБ и психбольницу, нырнул в глубокое подполье и занялся индивидуальным творчеством, участвуя в записи омских групп.
Егор Летов («КонтрКультУра»): «Что собой представляет «фирма» ГрОб-Records и ГрОб-студия, на которой с 84-го неумолимо, безусловно и увесисто записывались, репетировались и попросту жили почетные сибирские гаражники, такие как Г.О., Янка, Черный Лукич, Коммунизм, Армия Власова и пр.? Это, собственно, моя квартира, вернее, комната, оснащенная «аппаратурой» крайне отечественного и самопального изготовления и свойства».
Весной 1987 года Егор Летов и братья Лищенко (ПИК КЛАКСОН) под флагом ГО успешно выступили на 1-м Новосибирском рок-фестивале. После этого события по стране пошло гулять выражение: «Панк-рок существовал в СССР ровно 20 минут – во время концерта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в Новосибирске. Все остальное – это уже пост-панк». Точное время указано не случайно. Ровно столько музыканты продержались на сцене, пока администрация не вырубила звук.
Воодушевленный горячим приемом аудитории, Егор Летов с мая по июнь 1987 года записывает сразу пять альбомов, а всю осень гастролирует по стране: Егор Летов – бас, Кузя Уо – гитара, Игорь (Джеф) Жевтун (родился в Тюмени 3 марта 1967 года) – гитара, Аркадий Климкин – ударные. Как писал известный рок-публицист Александр Кушнир: «На концертах эти четыре человека в драных куртках и джинсах рубились не на жизнь, а на смерть. Играли на предельно форсированном звуке – когда тормоза отпущены, а инструменты на пульте выведены по максимуму. На перегрузки и искажения по частотам никто не обращал внимание. Рев, переизбыток ненормативной лексики, сильнейший энергетический поток, который затягивал внутрь, как водоворот. Музыки, как таковой, не было вообще». Зимой Летов увеличил дискографию группы еще на три номера, а в конце года организовал студию звукозаписи «ГрОб Рекордз». Здесь он продюсировал и записывал такие проекты, как СПИНКИ МЕНТА, ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ и ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ.
В марте 1988 года Летов объявил о роспуске ГО, впрочем, уже через месяц он собирает новую группу в составе: Олег (Манагер) Судаков (родился 4 мая 1962 года в Тюмени) – вокал, Евгений (Дабл) Деев – бас, Дмитрий Селиванов – гитара (основатель КАЛИНОВА МОСТА). После 2-го Новосибирского рок-фестиваля Его Летов объявил об организации Всесибирского панк-клуба. Затем – триумфальные выступления на Вильнюсском панк-фестивале и на альтернативном московском «СыРок-88». В конце года группа перебирается в Новосибирск, где записывается еще ряд альбомов. Тогда же возникает проект КОММУНИЗМ в составе: Егор Летов – вокал, гитара, бас, ударные; Кузя Уо – вокал, гитара, бас; Манагер – вокал.
В альбомах КОММУНИЗМА – «На советской скорости», «Родина слышит», «Веселящий газ», «Солдатский сон», «Чудо-музыка», «Народоведение» – были использованы тексты советских поэтов , а также Хо Ши Мина, Кафки, Достоевского и Ленина. Музыка – смесь панка, мелодий Поля Мориа и Шаинского. В 1990 году вышли альбомы «Несанкционированное поведение всего», «Игра в самолетики под кроватью», «Лениниана» и «Хроника пикирующего бомбардировщика».
Селиванова, трагически погибшего весной 1989 года, сменил Игорь (Джеф) Жевтун. В состав группы вернулся один из ее основателей Костя Рябинов, что позволило ГО наконец достичь не только музыкального, но и психологического единства в своих рядах.
Отыграв на VII Ленинградском рок-фестивале, Летов сотоварищи временно прекращает концертную деятельность. Зафиксировав за несколько июньских дней на репетиционной точке АУКЦЫОНА болванки сразу четырех альбомов («Русское поле экспериментов», «Здорово и вечно», «Армагеддон-Попс» и «Война»), Летов решил продолжить сессию в Омске.
Одним из событий, послужившим для Летова импульсом к созданию цикла песен «Русское поле экспериментов», стало самоубийство гитариста Дмитрия Селиванова. «Большинство номеров в «Русском поле экспериментов» по своей сути представляли деструктивный рок. По форме это был ядреный сплав гаражного панка и авангардного трэша, сыгранный зычно и звонко, отчаянно и яростно. Летов пересматривает свои взгляды и начинает проповедовать теорию самоуничтожения. Анархические лозунги становятся неактуальными и отходят на второй план. С позиции Летова, единственным правильным стилем жизни теперь является саморазрушение, а «достойной смертью» – суицид. Эта идеология была превращена Летовым в религию, а природное настороженное восприятие мира было возведено им в куб, доведено до предела» (Александр Кушнир).
В 2000-2001 был записан и сведен альбом «Звездопад», содержащий вольное изложение песен советских композиторов. В записи приняли участие: Егор Летов – голос, гитара; Сергей Летов – флейта, саксофон; Александр Чеснаков – гитара, бас; Наталья Чумакова – электроорган, бас, голос; Александр Андрюшкин – ударные, бас.
ДИСКОГРАФИЯ:
1984 — «Душевные песни (История Омского панка. Том 1)»
1985 — «Гражданская Оборона», «Поганая молодежь», «Оптимизм», «Кто ищет смысл (История Омского панка. Том 2)», «Психоделия «Тудей» (Psychodelia Today), “Поносные звучания»
1986 – «Игра в бисер перед свиньями (акустика)», «Песни в пустоту»
1987 – «Красный Альбом», «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Концерт на Новосибирском рок-фестивале», «Некрофилия»
1988 – «Все идет по плану», «Так закалялась сталь», «Боевой стимул», «Анархия в НГУ», «Анархия в Новосибирске»
1989 – «Душевные песни 1982-84», «Репетиция в Питере», «Концерт на VII фестивале Ленинградского рок-клуба», «Песни радости и счастья» (записан «живьем» 1 августа 1989 года), «Война», «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Русское поле экспериментов», «История: Посев 1982-85», «Красный марш: Раритеты 1987-89»
1990 – «Янка и Гражданская Оборона. Концерт в МЭИ», «Последний концерт в Таллине», «Инструкция по выживанию», «Попс: 1984-90» (сборник), «Х.. через плечо: уникальные редкости и красоты»
1991 – «Все идет по плану»
1994 – «Русское поле экспериментов», «Русский прорыв в Ленинграде», «Русский шаман: Русский прорыв в Новосибирске (Концерт в Новосибирске, декабрь 1994 года)»
1996 – «Война», «Все идет по плану»
1997 – «Солнцеворот», «Невыносимая легкость бытия», «Гражданская Оборона. День Независимости (Концерт в Москве 4 июля 1997 года)»
2002 – «Звездопад»
КОММУНИЗМ
1988 – «На советской скорости», «Сулейман Стальский»
1989 – «Веселящий газ», «Родина слышит», «Солдатский сон», «Чудо-музыка», «Народоведение», «Сатанизм», «Жизнь что сказка», «Лет ит би», «Игра в самолетики под кроватью», «Лениниана»
1990 – «Коммунизм № 13», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «The Best of Communism: Благодать»
ЕГОР И ОП…ЕВШИЕ
1990 — «Прыг-скок (Детские песенки)», 1993 — «Сто лет одиночества»
ЕГОР ЛЕТОВ (Соло)
1988 — «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», «Русское поле экспериментов»
1989 – «Вершки и корешки», «Музыка весны»
1990 – «Русское поле экспериментов», «Концерт в городе-герое Ленинграде»
1997 – «Егор Летов. Акустика»
Использованы статьи А. Кушнира, С Фулла, энциклопедия «Кто есть кто в советском роке», журнал «КонтрКультУр’a».
Сайты: www.grob-records.go.ru, www.hor-music.ru, www.diabler.narod.ru

 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

1 Comment:

Comments are closed.