ВИА РУСИЧИ

05.05.2009 Автор: admin

ВИА РУСИЧИ год создания — 1969 , руководитель Анатолий Стельмак.

Валерий Селюков – соло-гитара, вокал; Виктор Карташов – ритм-гитара (позже его заменил Виталий Логинов (Лю), Анатолий Барсуков – бас-гитара (его сменил Борис Лившиц), Александр Козик (недолго) – барабаны, Игорь Царьков (Иржик) – барабаны, Владимир Пенкин – звукорежиссер, Владимир «Карлсон» – клавишные, Ольга Штайнке (1971) – клавишные, Александр Яковенко (1971) – вокал, и, конечно же, Анатолий Стельмак – художественный руководитель вокальной группы Русичи, вокалист и гитарист


Во времена былинные, когда союз нерушимый республик свободных начал впадать в летаргию первого этапа развитого социализма, чуть ли не на каждом столбе  висела нетленка с судьбоносными словами: «План – закон, выполнение – долг, перевыполнение – честь».
Кадры для выполнения и перевыполнения планов партии и народа ковались в системе профтехобразования, то есть в профессиональных училищах и техникумах, которые в народе любовно почему-то называли «фазанами». И нужно сказать, что кадры эти готовились очень хорошо, да и сама система функционировала весьма успешно. Что было, то было. Из песни слов не выкинешь.
 
В 1969 году в индустриально-педагогическом техникуме, который находился в привокзальном поселке, возникла группа под названием ВИА РУСИЧИ. Ее отцом-основателем стал Анатолий Стельмак, он же вокалист и гитарист.
Анатолий Стельмак, честолюбивый и амбициозный молодой человек, был секретарем комитета комсомола техникума и, как рассказывал мне Сергей Олейник, имел заветную мечту: стать артистом.
 
Стать звездой в привокзальном поселке провинциального города Омска было сложно, но – можно. Поэтому Стельмак решил все-таки сделать первый шаг и сформировал музыкальный коллектив, назвав его РУСИЧИ. Название было взято не из конъюнктурных соображений. Оно нравилось музыкантам и полностью отвечало тому направлению, в котором группа собиралась работать. Примечательный факт. Ребят пытались обвинить в национализме и предлагали сменить «вывеску», но РУСИЧИ навстречу ответственным работникам от идеологии и культуры не пошли. Каждый, как говорится, остался при своем интересе.
Насколько удалось выяснить, в первый состав ансамбля вошли: Валерий Селюков – соло-гитара, вокал; Виктор Карташов – ритм-гитара (позже его заменил Виталий Логинов (Лю), Анатолий Барсуков – бас-гитара (его сменил Борис Лившиц), Александр Козик (недолго) – барабаны, Игорь Царьков (Иржик) – барабаны, Владимир Пенкин – звукорежиссер, Владимир «Карлсон» – клавишные, Ольга Штайнке (1971) – клавишные, Александр Яковенко (1971) – вокал,  и, конечно же, Анатолий Стельмак – художественный руководитель, вокалист и гитарист. Ребята были все местные, и большинство училось в техникуме.
Стельмак, человек коммуникабельный и, как раньше говорили, пробивной, со временем наработал хорошие связи и стал своим человеком в обкоме комсомола и в системе профтехобразования. Нужно сказать, что выгода была обоюдная. Комсомол и профтехобразование располагали музыкальным коллективом, который был как бы одной из козырной карт в отчетности о проделанной работе, а Стельмак мог обеспечить группу всем необходимым. Под такой «крышей» можно было успешно работать и расти.
Нужно сказать, что дисциплина у музыкантов была отменная: никаких тебе крепких алкогольных напитков или наркоты и – репетиции, репетиции и еще раз репетиции.
В те времена в СССР был очень популярный телевизионный конкурс «Алло, мы ищем таланты». В нем принимали участие самодеятельные коллективы. При всех своих издержках и идеологической ангажированности этот конкурс способствовал появлению на профессиональной сцене талантливых групп и исполнителей. РУСИЧИ, успешно пройдя местный отбор, получили путевку (с ансамблем клуба 30-летия ВЛКСМ РИТМ) на зональный тур, который прошел в Ташкенте 21 ноября 1971 года. Туда съехались самодеятельные коллективы из Средней Азии, Урала и Сибири. В Ташкенте РУСИЧИ исполнили песни «Криница» и «Русский сувенир». Затем Москва, финал всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты» (1972). Ансамбль становится лауреатом,  заняв первое место от исполнителей Российской Федерации.
В Москве РУСИЧИ выступали вместе с группами ЧЕРВОНА РУТА из Украины, СИНТЕЗ из Ташкента, КВАЗАРЫ из Бухары, АРНИКА из Львова. Первый концерт был в студии Останкино. Музыканты  играли в живую (композиция «Утушка летела») и запись шла в эфир. Второй день – выступление в концертном зале «Россия». РУСИЧИ исполнили «Дударя», он, по словам Олейника, и увенчал их лауреатскими лаврами. Кстати, вокалист Сергей Олейник был введен в состав группы почти перед самой поездкой в Москву и принял участие в новой аранжировке композиций группы.
Став звездой первой величины, РУСИЧИ начали активно гастролировать. Объехав с концертами Омскую область, они побывали в Свердловске, Челябинске, Алма-Ате. Удалось выбраться и за рубеж – в ГДР и Польшу.
Вернувшись из Москвы, Стельмак понял: чтобы двигаться дальше, нужно подбирать более профессиональных музыкантов. Сначала он пригласил в ансамбль соло-гитариста Виктора Мельниченко, затем, по протеже последнего, в группу вошли клавишник и композитор Владимир Козлов (Джимми), барабанщик и вокалист Сергей Мансуров (позже его сменил Александр Холзинев). По словам Олейника, именно с этим составом РУСИЧИ достигли своего творческого пика. Кстати, где-то в то же время само собой возник как бы дублирующий состав группы – РУСИЧИ-2. Это были молодые музыканты-самоучки, которые тусовались в ДК «Красная гвардия»: гитарист Владимир Роганов, бас-гитарист и вокалист Анатолий Винокуров, позже – Дмитрий Прошкин, барабанщик Александр Холзинев. Вольно или невольно, но Стельмак как бы образовал свою, музыкальную, систему профтехобразования на базе группы.
Была еще одна поездка в Москву, в 1973 году, где собрались лауреаты конкурса «Алло, мы ищем таланты». ЯЛЛА, ГУНЕШ и РУСИЧИ записали небольшую пластинку со своими композициями (от РУСИЧЕЙ – «Дударь»), но музыканты ее так и не видели.
В 1974 году РУСИЧИ сделали фонограмму на омском ТВ, через два года – еще одну. В планах был грандиозный проект: рок-опера «Слово о полку Игореве». Стельмак подготовил либретто, начались пробные записи, но на этом история вокально-инструментального ансамбля (ВИА) РУСИЧИ заканчивается. Причин на то было много. Стельмак стал директором популярного танцевального коллектива «Метелица» и группа лишилась талантливого менеджера. Музыканты выросли, стали другими и каждый из них пошел своей дорогой. Да и музыка, которую они сочиняли и исполняли, союзу республик была не нужна…
Впрочем, не будем о грустном.
 Самыми крутыми среди ВИА того времени были, конечно же, ПЕСНЯРЫ. Они несколько раз были на гастролях в Омске и в одну из таких поездок встретились с РУСИЧАМИ. Омичи дали им послушать свою фонограмму, и вот какой автограф оставил музыкантам бас-гитарист ПЕСНЯРОВ Леонид Тышко: «В стремлении своем мы схожи, РУСИЧИ! Вот только подлиннее наши усищи (ударение – на первом слоге. – А.Т.)! Пусть каждый, как хотелось, и поет! В вас русский дух, дух «Барыни» живет!»
А лидер ПЕСНЯРОВ Владимир Мулявин сказал, в частности, в интервью «Комсомольской правде»: « Вообще, я очень люблю смотреть молодежные ансамбли…Где бы мы ни выступали, всегда их слушаю, сравниваю…Очень хорош и оригинален омский ансамбль «Русичи» – недавно их видел. Ребята базируются на русском фольклоре и не стараются имитировать западные группы».
Кстати, о тех самых западных группах. РУСИЧИ играли на танцах, как принято говорить, один к одному вещи Deep Purple, Led Zeppelin, Emerson Lake & Palmer, фрагменты из рок-оперы Jesus Christ Superstar. Это лишь малая толика того, что я видел и слышал сам. Думаю, вы мне поверите на слово.
 
Дискография:
1974 год (запись сделана на омском ТВ).
1. Барыня (русская народная песня).
2. Ой, со вечеру, с полуночи (русская народная песня).
3. Увезу тебя я в тундру (Фрадкин).
4. Коней стремительный бег (узбекская народная песня).
5. Зоренька (С. Олейник).
6. Ярмарка (В.Козлов).
7. Утушка летела (русская народная песня).
8. Трава-мурава (Буйнов – Дьячков).
9. Русь (Е. Ширяев – С.Есенин).
Анатолий Стельмак – художественный руководитель, вокал
Владимир Козлов – музыкальный руководитель, клавишные
Виктор Мельниченко – соло-гитара
Борис Лившиц – бас-гитара
Александр Холзинев – ударные
Сергей Олейник – акустическая гитара, ведущий вокал
В. Павловский – вокал, скрипка
В. Кузнецова – вокал
 
1976 год (запись сделана на омском ТВ)
1. Ярмарка (В. Козлов)  3:45
2. Зоренька (музыка С. Олейника, слова народные)  3:00
3. Сон (музыка В. Козлова, слова Э. Мадьяра)  3:40
4. Без тебя (музыка В. Козлова, слова Э. Мадьяра)  4:00
5. Монолог (В. Козлов)  4:55
6. Крик (музыка В. Козлова, слова А. Стельмака)  6:20
7. Я не сержусь (Шуман – Гете)  3:00
8. Дорожная песня (И. Дунаевский)  2:40
9. Застольная песня (музыка В. Козлова, слова С. Олейника)  2:17
10. Я не сержусь (Шуман – Гете; без вокала)
Владимир Козлов – руководитель, аранжировщик, клавишные
Виктор Мельниченко – соло-гитара
Александр Холзинев – ударные
Дмитрий Прошкин – бас-гитара
Сергей Олейник – ведущий вокал, акустическая гитара
Также принимали участие:
Александр Глухих – вокал
Сергей Глухих – вокал
В. Павловский – скрипка
В. Логинов – виолончель
К. Брысов – альт
Ф. Миргалеев – контрабас
Людмила Аначенко – вокал
Звукорежиссер – В. Продан

 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ
 РУСИЧИ